Мои 83 вывода по промежуточным итогам 4 лет в бизнесе

…или советы начинающим предпринимателям.
Примерно четыре года назад я написала знакомому дизайнеру Маше: «Сделай мне, пожалуйста, презентацию, мы конференцию собрались сделать. Название странное, но ты оценишь: “Суровый питерский SMM”».
В дальнейшей переписке мы выяснили, что нам нужен аж целый лендинг («Точно надо?», спросила я Румянцева), а не только презентация. И много чего выяснили еще. Так начался мой путь в бизнес.
1. научиться можно практически всему
2. я уже молодец – с того момента, когда начала
3. как понять, что это – твое? Просто: останавливаться не хочется
4. просить совета – нормально
5. ценить свое время и не ходить “попить кофе, чтобы обсудить, чем мы можем быть друг другу полезны” – нормально
6. как можно чаще задавать себе вопрос “зачем?”
7. консультироваться – только у экспертов в своем деле
8. инвестиции могут быть долгими. И могут не отбиться.
9. то, что в первый раз вызывает слезы и отчаянье, через 2-3 повтора не вызывает уже ничего, кроме принятия, осознания, выводов и немедленных действий
10. осуждение и обсуждения за спиной – обычное дело
11. токсичные люди не лечатся
12. круг общения сильно изменился
13. трудоголизм – это как наркомания. Мама, мы все тяжело больны.
15. оргазмы бывают не только в постели, но и от круто сделанной работы
16. идеи в огромном количестве лежат под ногами
17. просто идея ничего не стоит
18. патентовать все – обязательно
19. внедряя правила – соблюдайте их сами
20. для удаленных команд крайне важно выезжать всем вместе куда-то, петь песни, мозгоштурмить, перезагружаться, спорить и быть не только про работу
21. всегда искать тех, у кого хочется и есть чему учиться
22. 90% проблем в коммуникации между коллегами решаются в нормальном разговоре словами через рот
23. фейлить – нормально
24. психотерапия — хорошо
25. отдавать приоритет простым и эффективным решениям – обязательно
26. сомневаться – нормально
27. давать проекту дозреть – нормально
28. без вызовов скучновато
29. упускать возможность – вариант нормы
30. всегда будет кто-то круче – это нормально
31. конкурировать — нормально
32. самодисциплина, проактивность, вовлеченность, пунктуальность, обучаемость, самоорганизация – ключевое в сотрудниках
33. цели, ценности, миссия бизнеса — обязательно должны быть
34. кассовый разрыв – не конец света
35. крутой финансовый консультант и опытный юрист – обязательно
36. платить себе зарплату – обязательно
37. складывать яйца в разные корзины — единственная норма
38. не учиться на своих же ошибках намного тупее, чем не учиться на чужих
39. делегирование – величайшее счастье и навык
40. пусть копируют
41. удаленные команды – радость и любовь
42. команда увлеченных общим делом маньяков – лучшее, что может случиться с руководителем. И химия, химия с каждым!
43. со мной все нормально
44. писать книги в рамках своей экспертизы – имеете полное право
45. на крутые проекты слетаются крутые люди
46. крутым людям надо давать свободу, передавать ответственность и не мешать расти
47. аналитика своей деятельности, постоянный мониторинг рынка и знание коллег/конкурентов – обязательно
48. айкидо круче чем тхэквандо (зис из аллюзия)
49. с личным брендом проще
50. с HR-брендом тоже
51. совмещать несколько ролей – вечный источник поиска баланса
52. нет вдохновения – делай без вдохновения
53. мультизадачность – сильно от ситуации. И точно не всегда работает
54. себя важно отправлять в отпуск
55. всех, с кем работаем — тоже
56. знать ответ на вопрос «Что будет со всем этим через 10 лет?» — обязательно
57. Без офиса – норм
58. слышать от детей «Мама, это все твое? Я горжусь тобой» — бесценно
59. истинный профессионализм – уметь понятно и простыми словами объяснить самое непонятное из своей деятельности и трехлетке, и прабабушке
60. бэкапы — обязательно
61. все доступы только на себя – обязательно
62. бизнес всегда отражает руководителя
63. вы не сможете быть хорошим для всех, на вас всегда будет кто-то обижен
64. чем выше вы будете подниматься, тем больше будет недовольных вами
65. не надо тратить время на то, чтобы пытаться кому-то что-то доказать и объяснить — потому что у людей в голове свои проекции
66. влезть в холивар (даже во имя высшей бизнес-цели) — потерять минимум полдня
67. определить время своей максимальной продуктивности и не продалбывать его на ерунду
68. медитация и фрирайтинг такие же инструменты, как CRM и Zoom
69. в минуты слабости хочется в найм
70. невыспавшийся руководитель — плохой руководитель
71. 90% современных бизнес-книг и книг по личной эффективности и прочим около-бизнес-тематикам повторяют друг друга от 15% до 80% от объема
72. на налоги и подушку откладываем до всех трат
73. микро-менеджмент погубит бизнес, если им будет заниматься руководитель
74. лучшие стоят дорого
76. со временем зачетка начнет работать на вас
77. убедительная сумма на счете всегда лучше купленной премии или строчки в рейтинге
78. не работать с теми, с кем плохо, не играть по чужим нотам и иметь возможность влиять на ход игры, создавая ее правила
79. награждать себя за победы — обязательно
80. регулярные чекапы. Бизнес — отражение своего руководителя. Руководитель должен быть здоровым
81. записывать идеи. Вообще все записывать.
82. гибкость и быстрота реакций — обязательно
83. отдых, развлечения, учебу, время с детьми, хобби, салон красоты, путешествия, каникулы, сон, массаж и великое Ничего нужно планировать так же, как и рабочие процессы. Бизнес захватит все время, которое не занято чем-то другим.