Кого брать в проект — новичков или профессионалов?

Каким должен быть сотрудник: новичком или профессионалом?

Каким должен быть сотрудник: новичком или профессионалом? Сразу личная позиция — с самого начала мы работали только с профессионалами. До марта 2021 нам некогда учить людей, растить до нашего уровня и, что важно, нашей скорости и объемов работы. Чтобы двигаться и развиваться быстро — нужно делать все так же, а это возможно только если человек — крутой и опытный. И только в марте этого года мы берем в команду первых двух достаточно мало-опытных девушек, чтобы обучить их под наши задачи в процессе. Но, чтобы прийти на этот этап, мы работали без новичков 6 лет и выросли до почти 40 человек в команде.

Дальше — тезисы к обеим сторонам медали. Обе имеют право на жизнь и только вам выбирать, какая ваша.

Когда имеет смысл брать профессионалов:

  • Вы не боитесь работать с сильными людьми, с круто прокачанными скиллами и компетенциями. Вы умеете руководить, формировать идею, ставить задачи, контролировать и требовать результат.
  • Вы стремитесь окружить себя лучшими и знаете, что не затеряетесь на их фоне. Страх многих моих коллег, особенно на старте — что команда будет круче их, и тогда зачем команде, собственно, они? Эта позиция не выдерживает критики по одной простой причине: если идеология, миссия, ценности исходят от вас — то никто мощнее вас в коллективе не будет. Драйвите и даете импульс движения и развития именно вы.
  • У вас есть достаточно амбициозных задач и вызовов для этих людей. У вас есть много интересной, классной работы не просто ради денег. Профессионалов мало, они востребованы и стоят дорого. Поэтому выбрать именно вас их может побудить идея, ценности, миссия вашего проекта; вы как лидер; проект на грани возможного, дающий достойную звездочку на крыло. Им просто должно быть интересно решать эту задачку со звездочкой с вами.
  • Вы понимаете, что стоимость этих людей оправдана и не манипулируете тем, что «ну мы же стартап». Расходы на команду должны окупаться, то есть вы должны понимать, зачем вам каждый конкретный профи.
  • Вы сами — профессионал. Это чувствуется безошибочно, по тому, как и что вы говорите, как ведете себя, как смотрите. Профессионал всегда видит равного себе и оценивает его по достоинству.
  • У вас достаточно работы для этих людей. Работать с профессионалами круто и кайфово, но они реально любят работать. И если у вас для них нет полноценной загрузки, объема проектов — они начнут скучать, хиреть и уходить.
  • Вы цените их по достоинству. Отпуска, искренняя благодарность, чуткость, внимательность, внезарплатные плюшки, мониторинг выгорания.
  • Вы даете им развиваться. Без развития, на одних и тех же, даже самых интересных, задачах, вашему профессионалу будет становиться все теснее и темнее, и он начнет смотреть через окошко на свободу.
  • Вы строите нечто большее, чем просто группа людей, собранных для совместной работы. Вы строите команду, штурмовую бригаду, самый крутой коллектив.

Когда имеет смысл брать новичков:

  • Вы ограничены в деньгах. Это объективный и нормальный факт — деньги на старт проекта есть далеко не у всех и не всегда. И, вероятно, в начале пути вы очень хорошо понимаете, с кем бы хотели работать, но вам это пока недоступно. Что ж, это повод видеть цель — с кем бы хотелось, и искать похожих по качествам, по подходу к работе — но начинающих или с небольшим опытом людей.
  • У вас мало работы. Как я писала выше, сильному спецу нужен вызов и объем. Но вы вполне можете привлекать сильных на разовые консультации/аудиты/стратегии/менторство.
  • Вы любите учить людей и вам нужны не просто профи, а профи с уникально-узкими, настроенными четко под вас, навыками и опытом. В этом случае проще сразу выучить как нужно, через переучивать.
  • Вам нужно научить людей под себя — как в нашем случае, когда мы берем двух новичков в большую команду профессионалов.
  • Вам проще с теми, кто в начале пути. До определенного этапа это может быть решающим фактом при принятии решений о том, с кем работать. Но все равно — для решения масштабных задач без сильных специалистов вам будет трудно.
  • У вас очень скучная/нудная/монотонная/примитивная/однообразная работа, на которую никто из профессионалов не согласится (сортировка, копипаст, прочее перекладывание бумажек).

И еще есть ремесленники — прекрасно владеющие навыком решения определенных задач, но не больше и не меньше. Они также нужны и востребованы для ряда позиций.

Каждый сам выбирает, каким должен быть сотрудник, и собирает ту команду, которые ему подходят. Любой вариант нормален — если вы достигаете своих целей и решаете свои задачи.

Хотите получить бесплатно мою книгу «Event-маркетинг.
Все об организации и продвижении событий»?

×
Авторский подкаст «Франкель про бизнес»
Интервью с предпринимателями, которые здесь и сейчас строят свой бизнес и растят проекты. Новые подходы и реальные истории.