Искусство отказа

Как отказаться?

Искусство отказа, как отказаться и научиться говорить людям "нет"

«Ты же обещала/А что скажут люди/Доведи до конца» VS Выбрать себя

По следам свежей моей личной истории собрался то ли кейс, то ли фейл — нет однозначного ответа. Но так как, судя по откликам в сторис инсты*, ситуация достаточно частая и общая (а я люблю и кейсы, и фейлы) — то решила описать ее и принести вам. Может, мои решения и рассуждения помогут кому-то принять верное (но не всегда популярное и одобряемое) решение.

Итак, летом ко мне пришли представители ВУЗа из российского топ-3 и предложили разработать для студентов курс по деловым коммуникациям и нетворкингу

Я воодушевилась, ибо целый ряд моментов: у меня давно уже было в списке желаний преподавание в ВУЗе, плюс это не просто ВУЗ, а один из ведущих, плюс у меня есть море материала, практик и идей по теме. И я сказала «да».⠀

Дальше я несколько недель разрабатывала программу, изучала и собирала материалы, компилировала практики для семинаров, писала списки книг и фильмов для студентов. Я хотела сделать лучшее из возможного, максимально насытить контентом и пользой свои 22 часа лекций и 24 часа практики. Параллельно я просила прислать мне договор, но он как-то все откладывался. До старта было еще больше 3 месяцев.⠀

Чем больше я погружалась в контекст задачи, тем больше я понимала, какая крутая это тема — деловые коммуникации и нетворкинг — и как мне есть много чего сказать по ней.⠀

Этому не учат в школе (увы!), и поэтому эффективное, адекватное, легкое общение — слабое место огромного количества людей. Просто познакомиться, легко что-то обсудить, найти точки пересечения и возможности… Нет, невозможно. Наши люди или отчаянно смущаются, пристально изучая недра телефона или бокала, или напористо с порога выкладывают то, что им нужно, и удивляются, чего ж это нетворкинг ваш хваленый не работает никак.⠀

Я прямо представляла работу на семинарах, обсуждение нетворкинг-задачек, весь прекрасный процесс работы в группах, вовлеченность и включенность всего потока

Между тем начинала обостряться ситуация с ковидом и приказом ректора ВУЗ был переведен на полностью дистанционное обучение минимум до конца 2021. Всё мое видение семинаров, лекций, взаимодействия начало немного трещать. Я не хотела читать этот курс в онлайне. Потом — все что угодно, откатанный вживую продукт про общение можно и нужно переводить в онлайн. Но я не хотела с этого начинать. Мой внутренний автор программы и создатель методологии немного грустил, но я же обещала и на меня рассчитывают. Я продолжила работать над программой, адаптируя ее, по возможности, для онлайна. 

Параллельно я познавала всю глубину и размер бюрократии. Куча людей в переписке, общение по имени-отчеству, долгие согласования простых вопросов, по-прежнему неприсланный договор, постоянные новые вводные, требующие изменить что-то еще и внести очередные правки в проект — в то, как я вижу свой авторский проект. 

Все мои просьбы о договоре встречались с формулой «Да не к спеху, это же просто формальность». Обожаю формальности, особенно когда они могут меня защитить (так и вышло). И за неделю до старта (мало, преступно мало времени оставалось!) я получила документ с припиской, что в него нельзя вносить правки.

В договоре я увидела обтекаемую формулировку, по которой я должна передать исключительные права на программу (что, конечно, невозможно ни в каком виде), а также сумму, в разы отличную от той, что мы обсудили в самом начале в устной беседе. Да, вероятно, мы с куратором недопоняли друг друга — иначе всей этой истории бы просто не было, за сумму из договора я бы точно не стала даже думать о разработке и чтении курса. Но общее количество нестыковок с исходными вводными росло, а сумма в договоре оставалась невозможной. 

Червячок сомнений внутри вырос в уже вполне такого себе взрослого змея, который ехидно смотрел на меня, держал на голове весы и уточнял: обещала? должна? престижно? доведешь до конца? нельзя отказаться? назвалась груздем? стерпится? слюбится?

И вот тут настал переломный момент, когда я поняла, что голосам в моей голове надо серьезно поговорить

Я признала, что:

  • я глубоко «в теме», у меня огромное количества материала, практик, пользы и готовых инструментов. То есть я села и реально оценила и оцифровала свою ценность и знания.
  • я не хочу читать курс по нетворкингу в онлайне. Несмотря на то, что это приказ ректора и обстоятельства — но я могу выбирать, подчиняться им или нет, потому что мы не находимся в отношениях «руководитель-подчиненный» (и если бы находились, то я бы тоже решала, что важнее, ведь из любых отношений можно выйти).
  • я хочу, чтобы аудитория знала меня, интересовалась мной и хотела учиться именно у меня. Я хочу сама выбирать аудиторию. Мне же честно (правда, за неделю до старта) сказали, что заинтересованных и замотивированных на учебу и активное участие в процессе студентов — меньшинство.
  • время, потраченное на чужое, я могу потратить на свое — и сделать его вне рамок и шаблона таким, как я вижу и хочу.
  • я осознала, что ачивка преподавания в ВУЗе у меня больше не работает. Она была сформулирована года 3-4 назад, и я не возвращалась к ней, не анализировала, не перетряхивала свои хотелки и ожидания. Она устарела и больше не являлась для меня значимой — а я по привычке и инерции пыталась выжать из нее энергию на «деланье».
  • условия договора окончательно вернули меня на землю из идиллических ожиданий от этой проектной работы…⠀

И я выбрала себя. И решила отказаться от чтения курса.⠀

Выбрала не оправдать чужих ожиданий, не быть удобной, вероятно остаться для кого-то плохой, не держащей слово (хотя я его не давала), не выполнившей обязательства (судя по тексту договора, это было взаимно). Выбрала не тратить свое бесценное время жизни и свой дорогой по стоимости час работы на тех, кому это (в большинстве) вовсе и не нужно и кто не оценит мои усилия. Невозможно всю жизнь быть «хорошим», ответственным, кругом порядочным и всех удовлетворяющим. А вот постараться не предавать себя и свои границы — ок, норм, правильно.

Здесь важно отделять истиные ваши, глубинные, мотивации от навязанных, общественных, стандартных. Работать в корпорации престижно (для кого? на каких условиях? почему?), читать лекции в ведущем ВУЗе почетно (для кого? зачем? на каких условиях?), много путешествовать, не купив квартиру, легкомысленно (почему? для кого?). В каждом случае сначала понимайте, зачем вам то или иное, точно ли оно ваше и точно ли вы радуетесь тому, что это у вас есть/с вами происходит.

Неоценимую услугу мне оказала моя тренер, Света, к которой я пришла на йогу в полном раздрае и вывалила все свои сомнения. Света сказала всего одну короткую емкую фразу — она и стала решающей. Такая последняя капля, розочка на торте. Поэтому вот вам совет — всегда очень полезно получить взгляд и мнение со стороны. От человека, который вам не завидует, от вас не зависит, самодостаточен и самоценен, созвучен вам и умеет критически мыслить (находясь внутри ситуации это не всегда возможно). Если одного человека вам покажется мало — поговорите с несколькими, получите разные взгляды и мнения.

И есть еще один прекрасный инструмент

Подбросьте монетку, назначьте каждой стороне определенное решение. И пока монетка летит, падает, крутится по столу и лежит под вашей ладонью — вы уже сами прекрасно знаете, какой стороной вам бы хотелось, чтобы она упала — потому что вы сами знаете лучшее для вас решение. Не смотрите на монетку, она уже выполнила свою задачу.⠀

Дальше включайте вашу смелость — чтобы отказаться, чтобы отразить атаки голосов в голове и людей в реальности — потому что всегда будут те, кто лучше знают, как вам жить жизнь и как вы должны оправдывать ожидания.

Нюанс в том, что вы никому, кроме себя, не должны — по крайней мере пока не подписали договор.

Живите максимально в ладу с собой и внимательно читайте, что подписываете.


Бонусом — два списка.

Вопросы, которые стоит задавать себе до того, как вы согласитесь в чем-то участвовать:

  1. Какие глубинные задачи а) я решаю в этом проекте и б) этот проект решает за мой счет?

2. Ценят ли меня на той стороне так, как я того ожидаю и как я ценю себя сам(а)?

3. Какова ценность процесса и результата для меня? Какова ценность для второй стороны?

4. В договоре точно все прописано? (стоит посоветоваться с юристом)

5. Радостно ли мне? Кайфово ли мне? Драйвит ли меня?

6. Принесет ли мне участие в чужом проекте столько профита и выгод (в том числе долгоиграющих и не только материальных), сколько я бы успел(а) за это время получить в своих проектах?

7. Я хочу результата или социального одобрения?

Опоры и внутренние формулы, на которые можно опираться в момент отказа:

  1. Я для себя важнее, чем чужие проекции и ожидания.

2. Я не должна и не буду оправдывать чужие ожидания в ущерб себе.⠀

Стоит заранее вспомнить ситуацию (неловкую, аналогичную, в которой вы выбрали себя, как бы трудно ни было) — и понять, имеет ли она для вас значение сейчас. Как правило — нет. И вот следующий вопрос:⠀

3. Будет ли это иметь для меня значение через 5 лет?

4. Я себя ценю так и так. На меньшее я не согласна. Готовы ли оппоненты ценить меня так же?

Стоит заранее представить возможные формулировки и слова, которыми с вами будут общаться/уговаривать/расковыривать ваше чувство вины — и придумать короткие, емкие, нейтральные, вежливые ответы. Правда — вы должны, в первую очередь, сделать хорошо себе. На это и опирайтесь.⠀

И да, когда мы решаем отказаться от чего-то «не того» — приходит «то». Сильно лучше прежнего.

* Instagram, продукт компании Meta, которая признана экстремистской организацией в России

Хотите получить бесплатно мою книгу «Event-маркетинг.
Все об организации и продвижении событий»?

×
Авторский подкаст «Франкель про бизнес»
Интервью с предпринимателями, которые здесь и сейчас строят свой бизнес и растят проекты. Новые подходы и реальные истории.